Программное изменение структуры и схемы данных

Для изменения схемы данных создан язык определения данных (DDL, Data-Definition Language). Инструкции на языке DDL позволяют выполнять действия по изменению схемы данных и структуры объектов данных, например:

В интерфейсе DАО имеется набор специальных объектов, который является интерфейсом для доступа к средствам DDL. Таким образом, с помощью объектов DАО можно управлять структурой таблиц и схемой данных, не составляя самих инструкций на языке DDL.

Следующий пример программного кода (программа 16.4) взят из процедуры initGame сервера приложения "Игра в доминирование". Этот пример иллюстрирует использование инструкций на языке DDL для удаления таблицы со старой структурой и создания новой таблицы с заданной структурой. Аналогичные действия можно выполнить, пользуясь объектно-ориентированным интерфейсом DАО. Целью этой процедуры является изменение структуры таблицы "ПолеИгрок", поэтому, вообще говоря, можно было бы изменить набор полей этой таблицы с помощью инструкции DDL ALTER TABLE. Эта инструкция позволяет удалить или добавить в таблицу поле или составной индекс. Удаление и добавление полей в таблицу средствами DDL через интерфейс DАО представлено в программе 16.5.

Замечание

Необходимо помнить о том, что изменение структуры связанных таблиц запрещено. Поэтому в примере (программы 16.4 и 16.5) для доступа к таблице "ПолеИгрок" открывается база данных DominationGame.mdb, в которой сохранена эта таблица, а не используется текущая база данных DominationGameServer.mdb, в которой установлена связь с этой таблицей.

Программа 16.4. Удаление и создание таблицы с помощью инструкций DDL

 Dim db As Database Dim fieldSize As Long, i As Long Dim strDDL As String ' Узнаем линейный размер игрового поля, выраженный в клетках fieldSize = CLng(get_parameter("РазмерПоля")) ' Открываем базу данных, в которой хранится нужная таблица Set db = OpenDatabase(CurrentProject.Path & "\DominationGame.mdb")  '  Удалить старую таблицу "ПолеИгрок" strDDL = "DROP TABLE ПолеИгрок;" ' Если таблица не существует, удаление вызовет ошибку On Error GoTo the_next_2 db.Execute strDDL the_next_2: On Error GoTo 0 ' Создать новую таблицу "ПолеИгрок" strDDL = "CREATE TABLE ПолеИгрок (" For i = 1 To fieldSize - 1 strDDL = strDDL & get_column_name(i) & " TEXT(20), " Next i strDDL = strDDL & get_column_name(fieldSize)  & "  TEXT(20) );" db.Execute strDDL ' Прочие действия ... db.Close 

Программа 16.5. Изменение структуры таблицы с помощью интерфейса DАО

 Dim db As Database Dim fieldSize As Long, i As Long Dim strSQL As String Dim fid As Field  '  Узнаем линейный размер игрового поля, выраженный в клетках fieldSize = CLng(get_parameter("РазмерПоля")) ' Открываем базу данных, в которой хранится нужная таблица Set db = OpenDatabase(CurrentProject.Path & "\DominationGame.mdb") ' Удалить старые записи в таблице "ПолеИгрок" StrSQL = "DELETE * FROM ПолеИгрок;" db.Execute strSQL ' Удалить старые поля в таблице "ПолеИгрок" For i = 1 То db.TableDefs("ПолеИгрок").Fields.Count db.TableDefs("ПолеИгрок").Fields.Delete get_column_name(i) Next i ' 'Создать новые поля в таблице "ПолеИгрок" For i = 1 То fieldSize Set fid = db.TableDefs("ПолеИгрок").CreateField( _ get_column_name(i), dbText, 20) db.TableDefs("ПолеИгрок").Fields.Append fid Next I ' Прочие действия ... db.Close 

В программе 16.5 проиллюстрировано удаление и добавление полей в таблицу "ПолеИгрок" средствами DDL с использованием интерфейса DАО. Удаление поля производится с помощью метода Delete, в качестве параметра которого указывается имя удаляемого поля. Добавление нового поля производится следующим образом. Создается новый объект Field, обладающий необходимыми характеристиками — заданным именем поля, типом и размером данных. После этого с помощью метода Append созданный объект Field добавляется в семейство Fields объекта TableDef, содержащее все поля таблицы "ПолеИгрок". Аналогично (с помощью DАО) можно выполнить создание и удаление таблиц и индексов.